Профессиональные справочные системы для специалистов
23.12.2021
В феврале 2022 г. вступит в силу ГОСТ 34764-2021 "Вагоны-самосвалы. Требования к прочности и динамическим качествам"

     Межгосударственный стандарт, разработанный ООО "Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий" (ООО "ВНИЦТТ") в рамках программ национальной и межгосударственной стандартизации в части работ ТК 045 / МТК 524 "Железнодорожный транспорт", распространяется на вагоны-самосвалы, эксплуатируемые на железнодорожных путях общего и необщего пользования и эксплуатируемые только на путях необщего пользования с возможностью транспортирования по железнодорожным путям общего пользования в порожнем состоянии железных дорог колеи 1520 мм, предназначенные для механизированной погрузки, разгрузки и перевозки сыпучих и кусковых грузов.
     
     При разработке стандарта использовались "Нормы для расчета и проектирования новых вагонов-самосвалов (думпкаров) колеи 1520 мм" (ВНИИВ, М., 1986, далее - Нормы).
     
     Основные положения Норм были заложены в 1970-1980 гг., когда применение вычислительной техники находилось на начальной стадии. Соответствующие подходы были ориентированы на применение при расчетах аналитических приближенных уравнений, в настоящее время замененных численными методами (методами конечных элементов при расчетах прочности и численного интегрирования уравнений движения вагона для определения его показателей динамических качеств). Аналитические расчеты сдерживают внедрение современных методов расчета и ограничивают проведение научных исследований. В определенной мере наличие примитивных аналитических формул не требует от проектировщика высокого уровня квалификации, что может привести к серьезным ошибкам на первых этапах создания вагона.
     
     Следует также отметить, что при создании новых конструкций Нормы не позволяют учитывать преимущества инновационных ходовых частей в части динамических качеств и снижения нагруженности кузова.
     
     Вводимый в действие ГОСТ 34764-2021 позволяет решить следующие задачи:
     
     - учесть современные подходы к испытаниям (измерение динамических сил) и расчетам (моделирование движения вагона на основе уравнений динамики, метод конечных элементов для расчета прочности);
     
     - снять ограничения по улучшению технико-экономических параметров вагонов;
     

     - снять ограничения по использованию в вагоностроении новых материалов;
     
     - унифицировать требования, предъявляемые к вагонам при расчетах и испытаниях.
     
     В стандарте установлены требования к прочности и динамическим качествам при выполнении расчетов и оценке результатов испытаний по ГОСТ 33788-2016 "Вагоны грузовые и пассажирские. Методы испытаний на прочность и динамические качества" для несущей конструкции нижней рамы и кузова вагона, крепления подвесного оборудования вагона, несущей конструкции и крепления подвесного оборудования тележек, составных частей тормозной рычажной передачи, а также требования к автоматическому сцеплению вагонов и проходу сцепленными вагонами кривых участков пути, требования по воздействию на путь.
     
     В ГОСТ 34764-2021 установлены 13 новых терминов и их определений: база вагона, вагон-самосвал с двусторонней разгрузкой, вагон-самосвал с односторонней разгрузкой, конструкционная скорость, кузов (вагона-самосвала), несущая конструкция нижней рамы и кузова (вагона-самосвала), несущая конструкция тележки, нижняя рама (вагона-самосвала), расчетный ресурс составной части несущей конструкции вагона, подвесное оборудование вагона (тележки), статический прогиб несущей конструкции вагона, железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования.
     
     Применение стандарта, в том числе, будет направлено на обеспечение исполнения требований технических регламентов ЕАЭС в области железнодорожного транспорта.
     
     Ожидаемый эффект от введения в действие ГОСТ 34764-2021 на железнодорожном транспорте выразится в:
     
     - повышении надежности подвижного состава и безопасности движения;
     
     - сокращении объемов работ по техническому содержанию и плановым видам ремонта;
     
     - уменьшении эксплуатационных затрат;
     
     - замене морально устаревших конструкций вагонов-самосвалов и их составных частей на конструкции с улучшенными техническими характеристиками;
     
     - повышении эффективности перевозок и снижении воздействия на инфраструктуру.
     
     ГОСТ 34764-2021 разрабатывался с 2019 года. За время публичного обсуждения первой редакции проекта стандарта и неоднократного рассмотрения его окончательной редакции разработчику поступило около ста двадцати замечаний и предложений, в том числе от следующих организаций: ОАО "РЖД" (его структурных подразделений и филиалов), АО "НПК "Уралвагонзавод", ООО "УКБВ", АО "ПГК", АО "НИИАС", АО "Трансмашхолдинг", ООО "ТМХинжиниринг", АО "ВНИИЖТ", а также от других организаций - членов НП "ОПЖТ" и ТК 045.
     

     Протоколом от 26 августа 2021 г. N 142-П стандарт принят по результатам голосования в АИС МГС. За его принятие проголосовали: Армения, Беларусь, Киргизия, Россия и Узбекистан.
     
     В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 октября 2021 г. N 1065-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34764-2021 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2022 г. с правом досрочного применения.
     
     
     По материалам:
     https://opzt.ru/news/

Яндекс.Метрика