Профессиональные справочные системы для специалистов
06.09.2023
Счетная палата оценила достаточность мер, направленных на повышение энергоэффективности МКД

     Счетная палата опубликовала отчет и рекомендации по результатам экспертно-аналитического мероприятия "Анализ факторов, влияющих на повышение энергоэффективности многоквартирных домов, в условиях глобального энергоперехода" (https://ach.gov.ru/checks/povyshenie-energoeffektivnosti-mnogokvartirnykh-domov), который показывает, что меры, направленные на повышение энергоэффективности многоквартирных домов (далее - МКД), пока недостаточны для достижения целей госполитики в сфере энергосбережения.
     
     Как показал проведенный Счетной палатой анализ, количественные показатели по снижению потребления энергоресурсов и выбросов парниковых газов в отношении существующего жилищного фонда не установлены, соответствующие стимулирующие механизмы для застройщиков и собственников жилья не созданы, а действующие инструменты господдержки жилищного строительства не нацелены на возведение высокоэнергоэффективных домов.

     "На жилые здания, в том числе многоквартирные, и предприятия отрасли строительства и ЖКХ приходится почти четверть потребления энергоресурсов и формирования углеродного следа Российской Федерации. При этом в настоящее время на федеральном уровне ни в одной госпрограмме не предусмотрен комплекс мероприятий, обеспечивающих достижение приоритетов и целей госполитики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в строительной отрасли и ЖКХ", - констатировала на Коллегии аудитор Счетной палаты Наталья Трунова.

     Итоги реализации программных документов в сфере энергосбережения, действовавших в период с 2001 по 2022 годы, свидетельствуют о низком проценте выполнения контрольных показателей эффективности и запланированных мероприятий. Так, из 44 целевых индикаторов и показателей, предусмотренных ГП "Энергоэффективность и развитие энергетики" от 2013 года, не достигнуты значения 18 показателей, из 15 основных мероприятий одноименной ГП-2014 фактически финансировались и реализовывались только 8, или 53%.

     "Следует отметить, что все программные документы федерального уровня были прекращены досрочно, итоги их реализации не подводились, а при разработке новых программ не соблюдался принцип преемственности и непрерывности", - подчеркнула аудитор.

     Анализ показал, что две трети МКД (расчетно), в которых граждане Российской Федерации будут жить в 2060 году, уже построены. Соответственно, для повышения их энергоэффективности потребуется проведение энергоэффективной модернизации (т.е. капитального ремонта). Так, на здания, построенные до 2000 года, в 2060 году придется 28% (расчетно) общей площади жилищного фонда, на МКД, построенные в 2001-2022 годах, - 36%. "Структура существующего жилищного фонда и объемы нового строительства диктуют необходимость проведения энергоэффективной модернизации многоквартирных домов и повышения требований к энергоэффективности строящегося жилья", - подчеркнула Наталья Трунова.

     В настоящее время из-за отсутствия финансирования не реализуется единственный механизм финансовой поддержки энергоэффективного капремонта МКД - за счет средств Фонда ЖКХ (сейчас - Фонд развития территорий). При этом доля МКД, капремонт которых был проведен с использованием этого механизма, незначительна - за период с 2017 по 2022 годы 343 дома (0,02%). В то же время по оценкам Фонда расчетная экономия расходов на оплату коммунальных ресурсов в результате энергоэффективного капремонта составила в среднем 20% на один МКД. Это порядка 220 млн рублей в год по всем этим домам, что сопоставимо со взносами на их капремонт.

     "При этом альтернативные механизмы, стимулирующие собственников жилья и управляющие организации к осуществлению энергоэффективной модернизации, пока не созданы, а реализуемые инструменты господдержки жилищного строительства (например, программа "Стимул", ФП "Инфраструктурное меню") не предусматривают требования по строительству МКД наивысших классов энергоэффективности", - отметила аудитор.

     В ходе анализа Счетная палата также обратила внимание на завышенные значения базового удельного потребления энергии на нужды горячего водоснабжения и общедомовые нужды. Это позволяет МКД иметь более высокие классы энергоэффективности даже при низком уровне эффективности использования энергии. Кроме того, в условиях возрастающей этажности МКД для новых домов выше 12-ти этажей сохраняется постоянное значение удельного расхода энергии. "То есть у нас все нормы установлены для зданий, имеющих 12 этажей и ниже, - пояснила аудитор. - При этом в некоторых регионах уже половина строящегося жилья имеет выше 25 этажей".

     Еще одна проблема, отмеченная Счетной палатой, связана с отсутствием объективной информации об энергоэффективности МКД. Как показал анализ, соответствующие данные, содержащиеся в различных информсистемах (например, ГИС "ЖКХ" и АИС "Реформа ЖКХ"), существенно различаются как между собой, так и с фактическими параметрами.

     Так, из 108 обследованных МКД в ГИС ЖКХ отсутствует информация по 95 домам (88%), в АИС "Реформа ЖКХ" - по 76 домам (70%). Не содержит полноценной информации и запущенная в декабре 2021 года ГИС "Энергоэффективность": несмотря на то, что функционал системы в целом реализован, условия для ее полноценной работы не обеспечены.

     "Недостаточный объем открытой и доступной широкому кругу лиц информации о реальном потреблении энергии, уровне энергоэффективности и эффектах от реализации проектов по экономии энергии в МКД существенно снижает уровень доверия к программам энергосбережения со стороны заинтересованных органов власти, инвесторов и населения", - подчеркнула Наталья Трунова.

     Как показала оценка реализации потенциала энергосбережения и повышения энергоэффективности МКД, проведенная ЦЭНЭФ-XXI по заказу Счетной палаты, только при активном строительстве "пассивных" зданий и одновременном проведении "глубокой" модернизации существующего жилфонда удается добиться стабилизации потребления энергии жилым сектором при росте жилой площади. "Проведенные в рамках оценки обследования МКД показывают, что потенциал экономии энергии может достигать 58%", - заключила аудитор.

     Учитывая сохраняющуюся актуальность задачи по повышению энергосбережения, Счетная палата подготовила ряд предложений, направленных на увеличение количества МКД высоких классов энергоэффективности. В частности, контрольное ведомство рекомендовало:

     - предусмотреть в проекте новой комплексной госпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" в качестве отдельного структурного элемента сферу строительства и ЖКХ, установив соответствующие количественные показатели по снижению потребления энергоресурсов и выбросов парниковых газов в отношении существующего жилищного фонда;
     - установить обязательные повышенные требования к энергоэффективности жилья, создаваемого с использованием мер господдержки;
     - подготовить предложения о стимулировании застройщиков к строительству высокоэнергоэффективных МКД с почти нулевым энергопотреблением, в том числе "зеленых", а граждан - к приобретению такого жилья (например, "зеленая" ипотека);
     - подготовить предложения о разработке альтернативных механизмов, стимулирующих собственников жилья и управляющие организации к осуществлению энергоэффективной модернизации МКД, в том числе за счет возобновления мероприятий по энергоэффективному капремонту.
    
     
     По материалам:
     https://ach.gov.ru/checks/povyshenie-energoeffektivnosti-mnogokvartirnykh-domovhttps://ach.gov.ru
     

Яндекс.Метрика