Профессиональные справочные системы для специалистов
15.03.2024
Комитет Госдумы по энергетике обсудил правовое регулирование процесса консолидации электросетей

     13 марта 2024 года прошло расширенное заседание Комитет Государственной Думы по энергетике, на котором обсудили нормативно-правовое регулирование процесса консолидации территориальных сетевых организаций в электроэнергетике.
     
     Председатель Комитета Павел Завальный, открывая дискуссию, заявил: "Я не раз говорил о том, что считаю принятое на начальном этапе реформы электроэнергетики решение о приватизации электросетей ошибочным, также как и схожие решения по газораспределительным сетям. Его результатом стала структура электросетевого комплекса, которая наряду с межрегиональными и региональными распределительными сетевыми компаниями включает тысячи ТСО с различным составом собственников, объекты электросетевого хозяйства садовых товариществ и бесхозяйные сети. Передача электроэнергии относится к естественно-монопольным видам деятельности, и раздробление объектов электросетевого комплекса, растаскивание ответственности по множеству небольших компаний пагубно сказывается на надежности и эффективности энергообеспечения. Значительная раздробленность электросетевого комплекса создает риски значительных потерь в сетях, ограничивает возможности модернизации и модернизации электросетевого комплекса. Сегодня мы ведем гармонизацию законодательства для повышения надежности, эффективности функционирования сетевого хозяйства и в газовой отрасли, и в электроэнергетической. Работа эта необходимая. Одним из решений для электросетевого комплекса может стать создание единых центров ответственности по энергоснабжению потребителей на уровне регионов. Но это не должна быть консолидация ради консолидации, и во главу угла должны быть поставлены не только размеры и количественные критерии, а качество, эффективность и надежность работы ТСО. Вся электроэнергетика от генерации энергии до поставки ее конечному потребителю должна работать с высокой эффективностью и надежностью, каждое звено должно быть модернизировано по современным стандартам".
     
     Заместитель Министра энергетики РФ Евгений Грабчак доложил о ситуации в электросетевом комплексе, идущей работе по консолидации ТСО и предлагаемых нормативных решениях. Суть проводимой сейчас работы по консолидации электросетевого комплекса заключается в поэтапном сокращении количества неэффективных хозяйствующих субъектов, формировании единого центра ответственности по обеспечению надежного и качественного энергоснабжения потребителей и создании эффективной технологической инфраструктуры.
     
     Введены критерии соответствия по количеству персонала, определенного оборудования, возможностям быстрого устранения аварий и так далее, что позволило начать поэтапное сокращение количества ТСО. Их количество уже снизилось с 3000 до 988, к 2025 году должно достичь 400 организаций, целевая модель - 3-5 ТСО на регион.
     

     Однако сегодня процесс консолидации замедлился. Это обусловлено исчерпанием потенциала механизмов, которые были использованы на первом этапе ее реализации, а также отсутствием экономических стимулов к ее проведению. При этом, по оценкам министерства, 34% существующих ТСО не соответствуют требованиям по надежности, не имеют достаточных инвестиционных программ. Недобросовестные собственники адаптировались к новым правилам и принимают меры по фиктивному объединению активов для соответствия новым критериям. За последние два года было создано порядка 40 новых ТСО. В целом по сетевому комплексу вновь отмечен рост аварийности, в отличие, например, от магистрального комплекса, где есть тенденция к снижению. При этом у Министерства даже нет возможности прямого мониторинга ситуации из-за раздробленности сетевого хозяйства и отсутствия у собственников обязанности отчитываться о статистике аварийности. Данные по аварийности в основном собственниками не афишируются, оценка их достоверности может производиться только по косвенным признакам, в первую очередь - обращение граждан и сроки ликвидации массовых нарушений энергоснабжения, отметил Грабчак.
     
     "По итогам 2023 года количество обращений граждан по перерывам в электроснабжении возросло на 45% в целом по стране, аварийность с 2021 года выросла по тем же данным, которые я отметил, на 23%", - привел данные замминистра энергетики.
     
     Основная причина - накопленный износ объектов сетевого хозяйства, который за последние три года в среднем вырос на 3,5%, а порядка 52% сетевого оборудования требует замены, что произошло из-за недостатка финансирования, несбалансированной тарифной политики на уровне регионов и прямых проявлений недобросовестности собственников ТСО.
     
     "У нас фактически распределительный комплекс всегда финансировался по остаточному принципу, - отметил замминистра. - Сейчас, по нашим подсчетам, для доведения оборудования до нормативного состояния требуется порядка 600 миллиардов рублей. Однако дефицит средств не позволяет переломить негативную тенденцию".
     
     Еще одна проблема - несбалансированная инвестиционная политика, отсутствие контроля над развитием сетевого хозяйства и реализацией инвестиционных модернизационных программ в регионах. По словам Грабчака, разного рода махинации с тарифами в регионах цветут бурным цветом: это и завышение полезного отпуска, и его искусственное перераспределение, и тарифная дискриминация, и так далее.
     

     "В качестве примера можно привести Ульяновскую область, где был выявлен факт искусственного накачивания системы виртуальными условными единицами (условные единицы в электроэнергетике - усредненные годовые затраты труда на техническую эксплуатацию одного комплекта электрического оборудования. - прим. ред.), - отметил заместитель министра. - В ходе проверки удалось установить 15500 несуществующих, но заявленных в тарифном регулировании тарифных единиц. Таким образом, балансовая стоимость всего электроэнергетического комплекса оказалась завышена на 318 миллионов рублей".
     
     Ряд проблем создает и перекрестное субсидирование, а также неплатежи, прежде всего, неотключаемых потребителей. Недофинансирование сетевого комплекса превышает 1 трлн руб.
     
     На текущем этапе становится актуальным дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы консолидации электросетевого комплекса. Минэнерго России разработало проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике", который концептуально предусматривает создание в каждом субъекте Российской Федерации единого центра ответственности за надежность - СТСО, которая будет осуществлять функцию "одного окна" для потребителей услуг по передаче электроэнергии и энергосбытовых организаций, эксплуатировать бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства и устранять масштабные аварии на сетях прочих территориальных сетевых организаций по решению регионального штаба по надежности.
     
     Выполнение СТСО функционала по устранению аварий и "подхвату" сетей будет осуществляться на основании заключаемых СТСО с каждой ТСО в регионе договоров, правила заключения и типовая форма которых будут установлены Правительством РФ. Договоры предполагается сделать обязательными для обеих сторон и возмездными. Статус СТСО планируется присваивать крупнейшей ТСО в регионе на основании утверждаемых Правительством РФ критериев. При этом предполагается проводить проверку СТСО на соответствие критериям не чаще 1 раза в 5 лет. Также отдельно прорабатывается вопрос об установлении особенностей определения количества СТСО в отдельных регионах страны исходя из функциональных и технологических особенностей электросетевого хозяйства.
     
     По замыслу Минэнерго, создание СТСО позволит более эффективно использовать в деятельности субъектов естественных монополий "эффект масштаба", преодолеть квазиконкурентые условия деятельности искусственно созданных ТСО, непрозрачность "котловых" моделей тарифообразования.
     

     "Сейчас законопроект находится в Правительстве и на рассмотрении в главном правовом управлении, - пояснил заместитель министра. - Мы надеемся, что все эти процедурные моменты достаточно быстро закончатся, так как основные развилки уже пройдены, и о конструкции будущего закона мы в целом договорились".
     
     При этом, хотя законопроект еще только готовится к внесению в Государственную Думу, у Минэнерго в процессе разработки документа уже сформирован пакет поправок, который будет вноситься ко второму чтению.
     
     "Также предлагаем закрепить - это уже больше ко второму чтению - обязательное утверждение инвестиционной программы для каждой ТСО, а согласование и контроль за реализацией инвестиционных программ региональных ТСО проводить с учетом обязательной экспертизы со стороны СТСО", - добавил замминистра на заседании думского комитета. При этом утверждение и контроль за реализацией инвестпрограмм всех СТСО предлагается вынести на федеральный уровень.
     
     Кроме того, законопроектом предлагается внести прямой запрет на создание новых моно-ТСО - сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя.
     
     Также в ходе заседания Евгений Грабчак рассказал о том, что для стабильного и надёжного функционирования распределительного сетевого комплекса в регионах реализуются программы повышения надёжности энергоснабжения. Так, по его словам, Президентом поддержано выделение федерального финансирования на реализацию точечных программ повышения надёжности по 9 регионам. Общая потребность для реализации мероприятий - порядка 200 млрд руб. Федеральным бюджетом до 2026 года предполагается выделение на эти цели 31 млрд руб.
     
     Начальник Отдела тарифного регулирования электросетевого комплекса и формирования баланса Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Максим Пальянов отметил, что консолидация активно идет, и основным драйвером выступает не будущее появление СТСО, а ужесточение критериев соответствия ТСО, которое наступит в 2025 году. Основной вопрос связан с тарифными источниками консолидации. ФАС совместно с Минэнерго работает над тем, чтобы на нее шли, прежде всего, те источники, которые уже учтены в тарифах, например, экономия операционных расходов. Второй вопрос - последствия консолидации: она не всегда приводит к сокращению расходов, например приобретение бесхозяйных сетей на первом этапе даст рост нагрузки на потребителей. Сейчас принимаются решения, направленные на то, чтобы у компаний, консолидирующих сети, не формировались ни большой объем убытков, ни сверхдоходы. Дальнейшие пакеты решений по источникам консолидации нужно будет принимать после принятия законопроекта об СТСО и анализа первого года его работы.
     
     В то же время первый заместитель председателя Комитета по энергетике Валерий Селезнев высказал позицию, что рассмотрение законопроекта о создании СТСО должно сопровождаться обязательной оценкой экономических последствий его принятия, а реализация увязана с переходом к тарифообразованию на основе эталонов.
     

     Заместитель генерального директора по правовому обеспечению ПАО "Россети" Даниил Краинский подчеркнул, что статус СТСО для сетевых организаций - это вовсе не привилегия, а, скорее наоборот, большая нагрузка и ответственность, в том числе и социальная - по повышению надежности энергообеспечения, устранению системных аварий, принятию на баланс и модернизации бесхозяйных сетей. Кроме того, он попросил Комитет не затягивать с рассмотрением законопроекта после его внесения, поскольку последний этап ужесточения критериев отнесения к ТСО наступит в 2025 г., ряд организаций рискуют потерять статус, и их сети нужно будет подхватывать.
     
     Директор Ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Валерий Дзюбенко высказал мнение, что подход, предлагаемый Минэнерго, не предусматривает достаточного количества качественных критериев отнесения к СТСО, во главу угла поставлены количественные. Например, целесообразно было бы присваивать статус системообразующей не самым крупным, а самым эффективным и добросовестным ТСО, выполняющим все обязательства.
     
     Директор Центра исследований в электроэнергетике Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Сергей Сасим также высказал ряд критических замечаний к стратегии консолидации, связанных с тем, что главным критерием оценки процесса становится сокращение их количества, а не повышение надежности и снижение перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе. Необходима существенная доработка системы тарифообразования на услуги электросетевого комплекса. Кроме того, целесообразно было бы провести оценку первого этапа консолидации сетей, прежде чем проводить дальнейшее ужесточение критериев, и оценить риски.
     
     Комитет по энергетике будет рекомендовать Правительству РФ совместно с Минэнерго провести комплексную оценку текущих результатов применения введенных количественных критериев отнесения к ТСО, по результатам которой при необходимости осуществить их корректировку в части установления качественных критериев. Такими критериями могут стать: соблюдение требований по надежности и качеству оказания услуг по передаче электроэнергии, достижение показателей безаварийности, эффективность устранения последствий аварий и восстановления электроснабжения, показатели эффективности использования электросетевых активов, надлежащее исполнение обязательств по заключенным договорам, выполнение плана консолидации бесхозяйных сетей, инвестиционных программ, достижение общих показателей экономической эффективности и финансовой устойчивости предприятия и так далее.
     
     Комитет просит Правительство ускорить внесение документа в Государственную Думу. Завершая дискуссию, председатель Комитета Павел Завальный сообщил, что Комитет проведет его детальное обсуждение с регионами и всеми заинтересованными сторонами в процессе его подготовки к первому чтению.
     

     
     По материалам:
     http://komitet-energo.duma.gov.ru, http://komitet-energo.duma.gov.ruwww.bigpowernews.ru, http://komitet-energo.duma.gov.ruwww.bigpowernews.ruwww.pnp.ru, http://komitet-energo.duma.gov.ruwww.bigpowernews.ruwww.pnp.ruhttps://minenergo.gov.ru

Яндекс.Метрика