Профессиональные справочные системы для специалистов
14.08.2024
Повторная экспертиза: разбор на реальных кейсах

Ксения Миронова


Редактор раздела

Повторную экспертизу проектной документации проводят государственные и негосударственные экспертные организации, чтобы обеспечить безопасность и соответствие проекта нормам.

Второй раз получать заключение эксперта нужно, когда в утвержденный план строительства вносят значительные изменения. Повторная экспертиза проверяет, насколько новые данные соответствуют законодательству и строительным стандартам.

Когда нужно повторно утверждать проектную документацию, какие разделы нужно направлять на повторную экспертизу и кто должен ее проводить — на эти и другие вопросы отвечают эксперты системы «Помощник проектировщика». В этой статье на примерах практических задач проектировщиков делимся с вами разборами вопросов по проведению повторной экспертизы.

В системе «Помощник проектировщика» хранятся 153 разбора практических ситуаций по теме проведения повторной экспертизы. Активируйте гостевой доступ, чтобы прочитать грамотные, легитимные решения сложных кейсов от ведущих российских экспертов.




Вопрос

Вносим изменения в проектную документацию и в результаты инженерных изысканий. По ним уже получали положительное заключение экспертизы. Какие требования в этом случае нужно применять? Новые, которые вступили в силу после выдачи заключения экспертизы? Если об этом нет указаний в задании застройщика, можно ли считать экспертизу ПД и РИИ такого объекта неповторной и, соответственно, оценивать плату за ее проведение как первичную?

Ответ

При внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение, она направляется либо на повторную экспертизу, либо для проведения экспертного сопровождения (пп. 44 и 44(1) ПП РФ от 05.03.2007 № 145).

Если изменения, внесенные в проектную документацию, получившую ранее положительное заключение экспертизы, не соответствуют требованиям, составляющим предмет повторной экспертизы в соответствии с ч. 5.2 ст. 49 ГрК РФ и первым абзацем ст. 45(11) ПП РФ № 145, то имеются основания выдать отрицательное заключение повторной экспертизы.

Это часть ответа эксперта. Активируйте гостевой доступ, чтобы прочитать ответ полностью.


Вопрос

В Приказе № 290/пр сказано, что внесение четырех и более изменений в течение календарного года является индикатором риска нарушения обязательных требований. Помогите разобраться, что в данном случае засчитывается как «изменения»? Количество изменений по ГОСТ Р 21.101-2020, что соответствует количеству разрешений на внесение изменений по формам 9 и 9а? Или же понятие «изменения» соответствует количеству «подтверждений соответствия изменений, внесенных в ПД, получившую положительное заключение экспертизы…» по ст. 55.5-1 ГрК РФ?

Ответ

Учитываются изменения проектной документации, вносимые без проведения повторной экспертизы (ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ).

То есть подсчет ведется не по количеству разрешений на внесение изменений (это всего лишь внутренний документ проектной организации, надзорным органам он не виден), а по количеству подтверждений соответствия, подписанных ГИПом и представленных в орган госстройнадзора.

Обратите внимание, с 17.06.2024 появился еще один индикатор риска. Он возникает, когда в проектную документацию после положительного заключения госэкспертизы вносят четыре или более изменений за календарный год. В данном случае речь идет об изменениях в проектной документации, которые застройщик вправе внести без повторной экспертизы (ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ).

Ответ подготовил эксперт Груша Герман Афанасьевич.

• Эксперт службы поддержки пользователей в области административного права и процесса, правового регулирования градостроительной деятельности, технического регулирования, уголовного права и процесса, иных отраслей публичного права (конституционного, муниципального и уголовного права).
• Кандидат технических наук.
• Преподает на факультете дополнительного профессионального образования Северо-Западного института управления РАНХиГС при Президенте РФ.
• Старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Северо-Западного института управления РАНХиГС при Президенте РФ.
• Внештатный эксперт Государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня Ленинградской области.

Вопрос

Государственное учреждение (тех. заказчик) получило в наследие от министерства проектную документацию по строительству гидротехнических сооружений (берегоукрепление). Документация прошла государственную экспертизу. Однако при начале строительно-монтажных работ выяснилось, что в зону строительства попадают жилые дома. Сейчас осуществляется изъятие. В проектной документации отсутствует раздел демонтажа по сносу этих строений, мешающих строительно-монтажным работам. Для включения этого раздела нужна повторная экспертиза?

Ответ

Да. В данном случае изменится сметная стоимость строительства объектов (за счет демонтажа), то есть у госзаказчика не будет правовых оснований для оплаты данных работ, если их нет в смете. Это вопросы безопасности, то есть как раз тот случай, про который говорится в п. 44 ПП РФ № 145.

Вопрос

Смонтировали жилое здание из бракованных плит. Имеются многочисленные трещины в плитах перекрытия и несущих плитах. Мониторинг не проводился. Подрядчик заказал строительную экспертизу, которая дала заключение, что эти дефекты не влияют на несущую способность (расчеты не представлены). Сами дефекты вызывают подозрение, что экспертная организация дала заведомо не соответствующее реальности заключение.

Как поступить в данной ситуации? Надо ли привлечь проектный институт, чтобы разобраться возможен ли ремонт плит и затем требуется прохождение повторной экспертизы. Либо чтобы эксперты выдали решение о необходимости демонтажа плит, или есть какой-то другой вариант? И чем данный вопрос регулируется?

Ответ

Какого-то законодательного механизма нет, что, однако, не запрещает привлечь любую другую организацию, у которой есть членство в СРО, к изысканиям, а дальше уже смотреть по ситуации, вплоть до выхода в суд с иском об устранении недостатков.

Обоснование

Это чисто гражданско-правовые отношения, регламентируемые параграфами 1 и 3 гл. 37 ГК РФ. В частности, о гарантийных обязательствах, если работы приняты, см. ст. 755 ГК РФ, а если еще нет — см. ст. 754 ГК РФ. Разумеется, какого-то однозначного механизма защиты прав нет и быть не может, поскольку ст. 12 ГК РФ предусматривает выбор способов защиты прав.

С учетом того что обследование конструкций относится к инженерным изысканиям в рамках ПП РФ от 19.01.2006 № 20, дальше см. ч. 2 ст. 47 ГрК РФ в части СРО.

Далее в зависимости от результата очередного обследования можно применить любой из способов защиты прав, указанных в ст. 12 ГК РФ. Например, можно восстановить конструкции самим, потребовав возмещения убытков, привлечь стороннюю организацию, потребовать переделать работы и т. д.

В любом случае обследование необходимо.

Ответ подготовила эксперт системы «Помощник проектировщика» Чеготова Елена Викторовна.
Эксперт Службы поддержки пользователей в области нормативного правового обеспечения строительства.

Опыт работы:
• 12 лет в органах государственного строительного надзора, в том числе на руководящих должностях.
• Руководитель проекта в рамках сертификации по проектному управлению ПМ-Стандарт.
• Выступала в роли администратора проекта по целевой модели «Получение разрешения на строительство, территориальное планирование в рамках реализации Распоряжения Правительства РФ по снижению административных барьеров в сфере инвестклимата».
• Более 500 судов различных инстанций, вплоть до Верховного суда, в том числе в интересах губернатора СПб.
• Более полусотни проверок деятельности органов местного самоуправления ЛО.
• В данный момент — советник председателя Комитета по строительству Санкт-Петербурга, доцент юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Определение стоимости повторной экспертизы

Вопрос

Мы внесли корректировку в проектную документацию уже после получения положительного заключения госэкспертизы. Корректировали только один раздел КЖ0, корректировка не влияет на другие разделы (не считая сметной документации). Как будут рассчитывать стоимость повторной экспертизы? Будут брать 30% от экспертизы всей документации или только 30% от стоимости раздела, представленного на повторную экспертизу?

Ответ

От стоимости раздела, если экспертное сопровождение.

В соответствии с пунктом 58 ПП № 145, за проведение повторной госэкспертизы взимается плата в размере 30 процентов размера платы за проведение первичной государственной экспертизы, рассчитанной на дату заключения договора о проведении повторной государственной экспертизы.

Таким образом, на дату заключения договора о проведении повторной государственной экспертизы рассчитывается стоимость проведения первичной государственной экспертизы и 30% от получившейся стоимости и будет являться стоимостью проведения повторной государственной экспертизы.




Яндекс.Метрика