Профессиональные справочные системы для специалистов
01.08.2024
Новые правила маркировки питьевой воды, молока и напитков — 2024

Ксения Миронова


Редактор раздела

Компаниям пищевой промышленности в 2024 году важно правильно маркировать продукцию, чтобы избежать блокировки товара на кассе. В этой статье делимся разъяснениями экспертов системы «Пищевая промышленность» по теме маркировки продукции и доступом к сервису, который помогает качественно маркировать продукцию, а если нашлись ошибки — действовать быстро и четко, чтобы минимизировать убытки.

Вопрос

Правомерно ли писать на маркировке молочной продукции «уникально натурально» и «молоко от здоровых коров»?

Ответ

ТР ТС 022/2011 разрешает в маркировке дополнять обязательные сведения информацией об отличительных признаках пищевой продукции. То есть в рамках ТР ТС 022/2011 понятия «уникально натурально» и «молоко от здоровых коров» можно включить в маркировку пищевой продукции в качестве ее отличительных свойств при наличии доказательств.

Отличительные признаки пищевой продукции нельзя наносить произвольно, поскольку ТР ТС 022/2011 требует, чтобы эта информация была подтверждена доказательствами, сформированными лицом, указавшим это заявление в маркировке пищевой продукции самостоятельно, или полученными им с участием других лиц.

Поэтому, если подтвердить доказательствами отличительные признаки молочной продукции («уникально натурально» и «молоко от здоровых коров») не представляется возможным (нет аналитических данных, результатов лабораторных исследований, научно-исследовательских работ), такие сведения не следует указывать в маркировке продукции во избежание квалификации таких действий как вводящих потребителей (приобретателей) в заблуждение относительно природы, происхождения, свойств продукции и лишающих их права на получение достоверной информации о продукции (ч. 3 ст. 1, п. 1 ч. 4.12 ст. 4 ТР ТС 022/2011).

Более того, ввиду, например, того, что ТР ТС 033/2013 не определяет критерии так называемой натуральности, не ясно, как доказательно подтвердить «уникальную натуральность» продукта.

Ответ подготовила Лисицкая Ольга Сергеевна

Эксперт службы поддержки пользователей в области гражданского, медицинского и трудового права системы «Пищевая промышленность».

Вопрос

Правомерно ли при маркировке растительного молока указывать компоненты, которые содержатся в небольшом количестве? Например, «Напиток фундучный» в составе на первом месте содержит воду, далее рис и только последним ингредиентом идет фундук. Правомерно ли такое название? Есть ли ограничения? Возможно ли отнести такую формулировку к формулировкам, вводящим в заблуждение? Если возможно ознакомиться, то интересуют также случаи судебной практики на этот счет.

Ответ

В названии пищевой продукции нельзя указывать компоненты, если они или продукты их переработки не входят в состав (п. 4 ч. 4.3 ст. 4 ТР ТС 022/2011). Следовательно, если фундук входит в состав напитка, то напиток можно назвать «Фундучный» независимо от массовой доли этого компонента в составе напитка. Если используется ароматизатор фундука, можно включить в название слова «со вкусом» или «с ароматом» (п. 5 ч. 4.3 ст. 4 ТР ТС 022/2011).

Если в состав напитка действительно входит фундук и напиток имеет жидкую консистенцию, то предъявление претензий с формулировкой «введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств товара» не имеет перспективы.

Ответ подготовила эксперт службы поддержки пользователей в области гражданского, медицинского и трудового права системы Кудинова Ирина Евгеньевна.

В 2024 году требования к маркировке продукции, особенно воды, молока и напитков ужесточились, поэтому специалистам особенно важно понимать, как избежать блокировки товаров из-за технических ошибок и как себя вести, если нужно быстро вернуть партию на полки.

Мы разработали профессиональную информационно-справочную систему «Пищевая промышленность» *. Наша система помогает тысячам ваших коллег автоматизировать документационное сопровождение отделов, упрощает работу с нормативкой, сводит проверку актуальности реестра документации/ППК к паре кликов. Удовлетворяет требованиям стандарта ISO 22000.

Зачем мне читать справочник, если у нас никогда не было проблем с маркировкой?

Требования обновились совсем недавно, некоторые из ваших коллег уже столкнулись с претензиями от аудиторов и госорганов и были вынуждены в спешке переделывать пакет документов и перенастраивать рабочие процессы. Им «в мыле» пришлось разбираться в вопросах:
— Какими именно нормативными документами руководствоваться в 2024 году?
— Какую информацию необходимо наносить на этикетку?
— Какие специальные требования сейчас выдвигаются к маркировке питьевой воды, молока и безалкогольных напитков?
— Какие манипуляционные знаки наносить на питьевую воду, молоко и безалкогольные напитки?

Ответы на все эти вопросы есть в новом справочном материале в системе «Пищевая промышленность».




Автор материала — Чухланцев Артем Юрьевич, кандидат сельскохозяйственных наук, эксперт в области пищевой промышленности.



Мы предлагаем вам активировать гостевой доступ на три дня для сотрудников лабораторий, ОКК, ОТК, технологов и специалистов СМК, а также для служб охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, экологии.






Яндекс.Метрика